Воздушный бой с «Котом»

Система вооружения Р-14 оптимизировалась под уничтожение подлетающих бомбардировщиков и их сбивание до того, как они могли выпустить ракеты. Однако Tomcat также обладал потенциальной возможностью вести воздушный бой. В отличие от самолетов следующего поколения F-16 и F/A-18, оснащенных системами дистанционного управления полетом, Tomcat не проектировался специально для выполнения сложных маневров. В умелых руках он мог противостоять более маневренному противнику, однако летчик действительно должен был быть опытным, чтобы во время воздушного боя управлять крупным перехватчиком. Коммандер Чип Кинг H3VF-213 «BlackIions» («Черные львы») поясняет: «Несмотря на то что исходно Tomcat является сверхзвуковым перехватчиком, это очень способный воздушный боец. При оптимальной скорости маневрирования 320 узлов он может совершать разворот на 16 градусах в секунду… При меньших скоростях воздушного боя Tomcat достаточно управляем, если работать на предельных режимах маневрирования».
По мнению летчиков и операторов, F-14 был сопоставим со своими современниками ВВС.
«Мы обнаружили, что он фактически равен F-16 и превосходил машины серии F-15. Даже базовый F-14A был наравне с F-15. Машины довольно-таки похожи, и единственное, чего недоставало F-14A, так это соответствующих двигателей. Крыло изменяемой стреловидности, механизация для маневрирования -все это соответствовало истребителю с неплохими характеристиками» .
С окончанием «холодной войны» многие эскадрильи F-14 ВМС США первой линии обороны были существенно сокращены. К концу своей службы в составе ВМС Tomcat главным образом перенаправили для выполнения штурмовых задач, впервые в этой роли он выступил в 1992 г.
«Bombcat» доставил к целям свои первые бомбы с лазерным наведением в Боснии в 1995 г. Затем в арсенал Tomcat добавили контейнеры LANTIRN обнаружения и наведения на цель. Новые виды вооружения позволили операторам БРЛС наводить оружие точного поражения цели и днем и ночью. В конце эксплуатации F-14 начали использовать оружие JDAM с высокоточным наведением с помощью GPS. Следовательно, Tomcat продолжал демонстрировать, что остается одним из наиболее универсальных самолетов в активах ВМС США.
«Как летчик Tomcat я остаюсь непобедимым в воздушном бою, я также являюсь разведчиком для корабля (никто больше не может этого делать), а теперь, с Bombcat, я еще и Кинг-Конг штурмовых операций. Летчики бомбардировщиков, считая себя самыми важными, заявляют, что истребители -смешные штучки, a Tomcat соединяет в себе и то и другое».

«Офис» летчика Р-14, определенно выполненный по стандартам XXI в., характеризовался двумя центральными экранами, содержавшими индикатор обстановки в вертикальной плоскости(вверху) и дисплей тактических данных.

К моменту вторжения Ирака в Кувейт в 1990 г. F-14 Tomcat все еще использовался в последнем своем варианте F-14D и обычно не применялся для нанесения ударов с воздуха по наземным целям. Поэтому способные нести Tomcat авианосцы доставили машины в Персидский залив, Красное и Средиземное моря, главным образом полагаясь на их возможности защиты флота и сопровождения штурмовиков ВМС и ВВС США. При необходимости также выполнялось ведение разведки с помощью подфюзеляжного контейнера TARPS.

Читайте так же:

Оставить комментарий