Варианты компоновки кабины

Хотя ЭДСУ стала обычным компонентом семейства самолетов, первые серийные Mirage 2000С для ПВО и двухместный Mirage 2000В оснащались менее сложными кабинами эпохи 1970-х гг.
«Гусе» отмечает: «Кабину Mirage 2000С и Mirage 2000В нельзя назвать современной, она достаточно старомодна. У Mirage 2000D кабина намного современнее. Самолет встал в строй в 1993 г., оборудованный цифровыми дисплеями. Летчики получили систему HOTAS и навигационную систему, которую совместили с GPS, а также улучшенную систему радиоэлектронной борьбы, в том числе постановщик помех и оповещение о радиолокационном облучении, причем первый проектировался под выполнение штурмовых задач».
Подвешиваемое вооружение широко варьируется в зависимости от варианта самолета и выполняемых задач. Исходный Mirage 2000С для ПВО в основном снаряжался ракетами Super 530F класса «воздух — воздух» («ВВ») с полуактивной радиолокационной системой наведения, а доработанный Mirage 2000-5 мог нести ракеты Mica класса «ВВ» с активной системой радиолокационного наведения. Двухместный Mirage 2000N создавался под ядерную ракету ASMP, пускаемую вне зоны действия ПВО противника, а экипажи Mirage 2000D обучали использованию различного обычного оружия точного наведения. Mirage 2000D, как основной самолет Armйe de Г Air, «может нести разнообразные варианты GBU, оружия с лазерным наведением, в основном 500-фт и 2000-фт бомбы (22 7 кг и 907 кг)», а также специальное вооружение, пускаемое вне досягаемости средств поражения противника.

Летчик Mirage 2000 из 331 Mira ВВС Греции с помощью механика готовится к выполнению учебного полета. Большинство греческих Mirage 2000 могут применять ракеты Exocet.

Пилот Mirage 2000D из ЕС 2/3 «Champagne» покидает кабину своей машины в Киргизии, где регулярно приземлялись шесть самолетов для выполнения задач в небе Афганистана.

«Мы получили и крылатые ракеты типа French Storm Shadow, прозванную Scalp. И ракету Apache, в основном аналогичную Scalp, но предназначенную для ударов по ВПП… ее можно пускать удаленно, и она летит по направлению к ВПП, подлетая к ВПП, разделяется на десять поражающих элементов, выстреливаемых вертикально и попадающих на ВПП в заданной последовательности. При этом нет необходимости находиться в окрестностях аэродрома. Scalp, имеющая большую боеголовку, предназначена для более прочных целей».
В связи с растущей важностью задач по непосредственной поддержке наземных войск, что выполняли Mirage 2000D в Афганистане, экипажи могут применять свободнопадающие 227-кг бомбы Мк 82 и бомбы с лазерным наведением GBU-12. Но из-за озабоченности некоторых пилотов ограниченностью пространства две пушки калибра 30 мм на Mirage 2000С демонтировали.

«Двухтысячники» в пустыне. Изображенные Mirage 2000 первого поколения несут контейнеры целеуказания ATLIS и управляемые ракеты AI Hakim на подвесках в передней части фюзеляжа.

Неудивительно, что БРЛС разнятся в зависимости от варианта, БРЛС воздушного перехвата серии RD поставляются для вариантов ПВО, а серии Antilope — для штурмовиков.
«На Mirage 2000D установлена не слишком хорошая для ПВО БРЛС», — утверждает «Гусе». Что касается применения Antilope, ее главным предназначением является отслеживание рельефа земли для обеспечения проникновения на территорию противника на малой высоте.
«БРЛС сама по себе такая же, как и на Mirage 2000N, но программное обеспечение прошло апгрейд», — объясняет «Гусс», сравнивая Mirage 2000N и Mirage 2000D. Последний характеризуется повышенной степенью цифровизации и наличия модернизированного оборудования в кабине плюс установкой GPS для обеспечения навигационной точности.
БРЛС Mirage 2000D создавалась для функционирования в средах с высокой степенью угрозы.

Кабина Dash 5 построена на пяти дисплеях, включая три полноцветных МФД, дисплей на уровне головы и ППИ.

«Если БРЛС подавлена, можно переключиться на базу данных и продолжать без проблем работать в режиме огибания препятствий без использования радара», — говорит «Гусе».
При наличии множества вариантов самолетов первой линии обороны в составе Armйe de l’Airu различными кабинами машин ранних и поздних серий привыкание летчика к данному типу самолета может оказаться проблемой.
«Гусе» так описывает свой переход на Mirage 2000D: «Такая проблема существует, в ППЭ ты учишься летать на самолете, но когда прибываешь в действующую часть, приходится много работать, чтобы изучить кабину и систему расположения переключателей. И особенно боковые дисплеи, поскольку они дают много информации. То, что кажется сначала мудреным, не требует слишком большого внимания в кабине, поскольку все равно приходится осматриваться. Ты должен изучить, как пользоваться системой без затрачивания слишком большого количества времени на поиск ее в кабине. Этому способствует система HOTAS».
Последний вариант Armйe de l’Air для ПВО Mirage 2000-5F или Dash 5 дает в руки летчика еще более совершенный интерфейс кабины.
«Здесь имеется пять дисплеев: два боковых, один внизу, один посредине и один вверху. Самолет может нести ракету Mica, тогда БРЛС совершенно другая. Ее очень трудно поразить даже с нашей постановкой помех, поскольку она непрерывно изменяет длину волны, чтобы противостоять постановке помех. Mirage 2000С является единственным, использующим ракету с полу активной БСН или Бох 1, а Dash 5 может пускать Бох 3, ракеты с активной БСН. Проблема состоит в том, что у нас во Франции только две эскадрильи таких самолетов».

Читайте так же:

Оставить комментарий