Летчик управляет самолетом по принципу НОТАБ, появившемуся на Г-16 с обычной, центрально расположенной ручкой управления, на которой располагались переключатели систем вооружения и переключатели вывода различных данных на дисплеи с помощью курсора, управляемого РУД. Собственно РУД действует как дополнительный джойстик, дающий летчику реализовывать 14 разных функций. Благодаря принципу «изменяемого назначения» пилот имеет гибкость в переходе с одного типа задания на другой простым вводом данных. Затем центральный компьютер соответствующим образом настраивает бортовые системы Спреп и дисплеи летчика под профиль новой задачи, будь то воздушный бой, удар по наземной цели, атака по морской цели или ведение разведки.
Генерал-майор Иан Андерссон, начальник штаба шведских ВВС, осветил важность многофункциональности самолета: «Спреп имеет большое значение для шведских ВВС, поскольку он дает нам многоцелевую гибкость. Швеция традиционно делала упор на ПВО и борьбу с ракетами, но сейчас нам требуется большее, и Спреп справляется с этим. Так мы тратим много сил для отработки возможности нанесения точечных ударов на поле боя».
Штурмовые возможности Спреп были продемонстрированы на международных учениях, в том числе на военных учениях «Красный флаг», проводившихся на Аляске в 2006 г.
Рассказывает подполковник шведских ВВС Кен Линд-берг: «Каждый день мы выполняли по два вылета четырьмя самолетами. Обеспечивали воздушное контрнаступление как эскорт штурмовиков, затем «переключались» на изоляцию поля боя в поддержку второго воздушного контрнаступления, выполняя задачи непосредственной поддержки наземных войск, то есть снова «переключались «. Мы сбросили 16 учебных 500-фунто-вых (227-кг) бомб с лазерным наведением СВ1]-12, которые или с самолета-носителя, или наводились лазером со второго самолета, гит доводились до цели передовой наземной группой управления действиями авиации. В поддержку действий сухопутных войск мы также выполняли бреющие полеты с применением пушек калибра 27мм».
Gripen, спроектированный в соответствии со шведской военной доктриной, предназначался для быстрого прохода в зону боя независимо от того, ставилась ли задача по перехвату самолета противника или нанесение удара по быстро приближающейся морской цели. Даже при действиях с временных передовых оперативных авиационных баз или поврежденных в результате налетов ВПП Gripen готов выкатиться в течение трех минут с упрощенной процедурой взлета. Благодаря турбовентиляторному двигателю Volvo RM12 с форсажем, Gripen может взлететь с разбегом до 500 м. В течение двух минут после отпускания тормоза самолет может достичь высоты 10 000 м. Оказавшись в воздухе, истребитель полагается на свою впечатляющую тяговооруженность, нестабильную аэродинамическую конфигурацию и электродистанционную систему управления для достижения максимальной маневренности.
Объясняет летчик-испытатель Gripen Фредрик Мюх-лер: «Полет на Gripen — удивительный опыт. И не только из-за того, что малый вес, высокая мощность и аэродинамическая эффективность формируют оптимальные разгонные качества и отличные характеристики поворота и полета на крейсерском режиме. Это также исключительно маневренный самолет, благодаря полно стъю цифровому управлению полетом.