Шведы справедливо гордятся давней традицией Saab производить инновационные «родные» военные самолеты. Последним из них стал JAS 39В Gripen, первый истребитель своего поколения; поступивший в действующие части и обладающий превосходной маневренностью боевой самолет «изменяемого назначения».
Надев противоперегрузочный костюм и комплект оборудования системы жизнеобеспечения, летчик Спреп поднимается в кабину. Затем он садится в наклонное катапультное кресло Мк 10Ь типа «ноль-ноль» и пристегивает привязную систему по пяти точкам и фиксаторы ног. После этого с помощью «черного ящика», блока передачи данных, вводит данные о полетной задаче в центральный компьютер самолета.
В отличие от предыдущего поколения военных самолетов кабина JAS 39В Gripen полностью цифровая, в ней нет резервных аналоговых приборов. Благодаря чему рабочее пространство не является «тесным», где информация получает приоритет в соответствии с ситуацией, чтобы летчик не был перегружен данными, не имеющими первостепенную важность. С этой целью в кабине установлены сразу бросающиеся в глаза широкоугольный пилотажно-проекционный индикатор (ППИ) и три многофункциональных цветных дисплея (МФД).
На ППИ отображаются основные летные данные и параметры нацеливания вооружения. МФД расположены под ППИ. На экране левого . дисплея отображаются данные полета и статус систем, в том числе отчеты о состоянии двигателя, объеме топлива и вооружении, здесь также представляется электронный план действий в бою. На правом дисплее высвечивается картинка, получаемая БРЛС и системы управления огнем, в том числе информация от других бортовых датчиков. Центральный экран служит для целей навигации и выполнения задачи, здесь превалирует дисплей с электронной картой, поверх которой можно накладывать информацию о цели.
Еще одним источником данных является вмонтированный в шлем дисплей (ВШД) Cobra, выдающий информацию в режиме реального времени по линии видимости. Cobra является особенно ценным для наведения оружия на цель, он позволяет поражать воздушные и наземные объекты, находящиеся под утлом к линии визирования, при этом на лицевом стекле шлема отображаются статус оружия и полетные данные.
Карл Коетзее, южно-африканский летчик-испытатель Gripen, заметил, что ППИ Cobra «…дает тебе неожиданные положения для стрельбы. Если цель находится в пределах 90° от Gripen, то тогда самолет в опасности… Если ты пойдешь с перегружай 2%, то даже не заметишь, что имеешь ППИ, а до 5g он попрежнему работает хоро шо. После 6g нагружа дает о себе знать, но есть ППИ или нет, летчик всегда хочет избежать движений головой при перегрузке.
Дозаправка в воздухе хотя и не входит в традиционные действия шведских ВВС, является требованием зарубежных эксплуатантов Gripen. На снимке в качестве топливозаправщика выступает Boeing 707 южно-африканских ВВС.
Меня впечатлило, насколько ус-тойчивьш был шлем. Он совсем не смещался при маневрах, что очень важно при испытаниях».