Построенный усилиями трех стран, Tornado (выпущено около 1000 машин) остается одним из самых удачных европейских боевых самолетов послевоенной эпохи. Он многократно участвовал в боевых действиях, появились специальные варианты для подавления обороны противника и ПВО. Хотя базовую конструкцию Tornado позднее приспособили для нужд ПВО в качестве дальнего «уничтожителя бомбардировщиков», его основная задача сохранилась — быть штурмовиком. В годы «холодной войны» предполагалось, что Tornado IDS будет летать быстро и на малой высоте, в идеале под «прикрытием» плохой погоды или ночи, наносить точные удары по основным объектам противника и выполнять полеты по сковыванию действий врага над тыловыми зонами поля боя. Хотя способность Tornado действовать на малых высотах с обходом препятствий бесспорно остается не имеющей себе равных, после окончания «холодной войны» Tornado IDS адаптировали для новых ролей, в том числе для непосредственной поддержки наземных войск на поле боя и нанесения точных ударов со средних высот за пределами действия ПВО противника с использованием нового поколения крылатых ракет. Новые возможности появились благодаря модернизации авионики и вооружения, что было реализовано, например, в варианте GR.Mk 4 британских ВВС.
После прохождения курса совершенствования летной подготовки на Hawk Пит Б. в 2002 г. был направлен в 31-ю эскадрилью британских ВВС с Tornado GR.Mk 4, вместе с которой принимал участие в боевых действиях над Ираком.
Он вспоминает: «Первый раз я воочию увидел Tornado GR.Mk 4 в 15-й эскадрилье, куда прибыл в составе подразделения боевой переподготовки (ПБП). Мое первое впечатление: действительно, массивный самолет по сравнению с Hawk. Даже огромный… Размеры ‘ впечатляют, когда ты впервые садишься в него. Он намного, намного больше Hawk. Кабина громадная, и в ней намного больше приборов, и системы качественно сложнее… Но он комфортабельнее Hawk, и на малых высотах в нем чувствуешь себя намного увереннее.
Фактически с точки зрения размеров Tornado меньше устаревшего Hornet, но он громоздок и брутален, что сразу же ошеломляет.
Первый раз, когда я полетел на Tornado GRMk 4, I естественно будучи г в ПБП, выполнять первый самостоятельный вылет вместе со штурманом, который также проходил переподготовку, как я вспоминаю, что прямо рядом со мной на уровне плеч находились огромные воздухозаборники и огромные крылья, если сравнивать с Hawk, у которого они сравнительно невелики. Летя на Tornado, чувствуешь его величину, но он так же маневрен, как Hawk. Этот самолет летает, как и выглядит, — он все-таки большой и тяжелый. В отличие от проворного Hawk на малой высоте он несколько неуклюж, хотя очень быстр и достаточно мощен».
С самого начала Tornado IDS оснащался усовершенствованными системами для использования в качестве маловысотного штурмовика. Хотя его способность огибать препятствия рельефа местности оставались на уровне требований, Tornado GR.Mk 4 британских ВВС прошли модернизацию, они получили новые системы для выполнения задач, определяемых сценариями боевых действий XXI в., в том числе ведения разведки вне действия ПВО противника. Оба члена экипажа также получили более современные кабины.
Передняя кабина СГШк Достаточно просторна. Центральный индикатор — это движущаяся карта.
Невооруженный Tornado F.Mk 3 британских ВВС маневрирует на малой высоте.
Арсенал усовершенствованного перехватчика Tornado, куда входит пушка Mauser калибра 27 мм. Прямо под обозначениями самолета видна ее часть.
.
Вверху, прямо перед тобой, на главной приборной доске находятся основные приборы, все они «простые», здесь нет системы электронных пилотажных приборов (EFIS) или чего-то подобного. Но имеется огромный цифровой индикатор с движущейся картой, причем достаточно высокого качества… Также присутствует HUD, предоставляющий всю необходимую тебе в полете информацию, если тебя интересует, что происходит вне кабины. Когда ты летишь, то обычно смотришь вниз, в пространство между HUD и движущейся картой… И снова, сравнивая с Hawk, по оборудованию самолет представляет огромный шаг вперед — системы намного сложнее, здесь реализована совершенно новая возможность: ты можешь управлять самолетом и всеми его системами и одновременно делать что-то еще».
Событие: МАКСОАО "Авиасалон", устроитель Международных авиационно-космических салонов, рекомендует выбрать для посещения МАКС-2019 воскресенье, 1 сентября.…
Событие: МАКСОАО "Авиасалон", официальный устроитель Международных авиационно-космических салонов, проведёт в рамках МАКС-2019 "День студента". В…
Событие: МАКСXIV Международный авиационно-космический салон, проходивший в период с 27 августа по 01 сентября 2019…
Событие: МАКСОрганизационный комитет по подготовке и проведению 14-го Международного авиационно-космического салона МАКС-2019 на завершающем заседании,…
Событие: МАКССоревнование "Кубок МАКС-2019" по высшему пилотажу на поршневых однодвигательных самолётах станет самым ярким и зрелищным событием,…
Событие: МАКСОАО "Авиасалон", официальный устроитель Международных авиационно-космических салонов МАКС, приглашает всех любителей авиационной фотографии принять…