Встающий на дыбы «носорог»

ВМС США, для которых изначально предназначался F-4, во время войны во Вьетнаме продемонстрировали, что если использовалась правильная тактика и летчик знал, как агрессивно маневрировать Phantom, не выходя за пределы его ограничений, то тогда в 1960-1970-х гг. в воздушном бою Rhino мог превзойти любой МиГ.
Хотя ВВС сбили больше МиГов, чем ВМС, у них и потери от МиГов были, поэтому и соотношение количества сбитых самолетов оказалось низким. Частично причиной этого являлась использовавшаяся тактика, но другая причина заключалась в том, что летчики ВВС того времени мало знали об управлении большим реактивным самолетом на пределах его функциональных возможностей. Первые Phantom обладали очень опасными характеристиками на определенных режимах полета, что привело к гибели большего числа летчиков ВВС, чем ВМС.
«Phantom был реактивным самолетом, не прощавшим ошибок, если ты не слушал его, но как только ты научился слышать его, самолет становился превосходным. Первое, что узнавал новичок, — это отказ от отклонения элеронов на больших углах атаки, если он хотел продолжать жить, вместо того, чтобы сделать крен вправо или влево, требовалось работать рулем направления. Мы шутили, что инструктор, офицер систем вооружения (ОСВ), имел с собой палку, которой лупил тебя по шлему, если ты использовал элероны. Большинство ОСВ, которых я знал, сжимали ногами ручку управления во время подобного маневра, чтобы не дать молодым летчикам переместить ее вбок», -вспоминал Шаал о пресловутом «нежелательном рыскании», когда нос самолета рассекал воздух и Rhino выходил из-под контроля. Если возникал неуправляемый полет, объяснял Хаусер, то «было достаточно легко выйти из этого состояния, если поставить ручку управления в нейтральное положение. Нос был тяжелым, поэтому самолет имел тенденцию капотировать и выводить тебя из тяжелой ситуации. Если твой нос оказывался задран слишком высоко и самолет отклонялся от курса, ты мог скользить некоторое время на хвосте, и снова вступал в действие нос — пока ты держал ручку в нейтральном положении, самолет выравнивался».

F-4G Wild Weasel принял эстафету подавления ПВО противника у F-105G времен войны во Вьетнаме. Он был хорошей платформой для данной роли, и когда в 1992 г. самолет сняли с эксплуатации, многие задумывались, а сможет ли пришедший ему на смену F-16CJ соответствовать установленным F-4G высоким стандартам. Wild Weasel Phantom легко узнавался по наплывам на киле.

На Г-4 ВВС США использовались многочисленные варианты камуфляжа, от стандартного двухточечного серого до трехточечного зелено-коричневого.

Шаал добавил, что существовали и другие моменты, на которые следовало обращать внимание: «Всегда требовалось помнить, на каком режиме ты летишь; малые скорости на средней высоте и большие углы атаки требовали небольшой тяги. Если ты переходил с форсированной или максимальной тяги на малый газ, а затем обратно, то двигатели при таком переходе обычно входили в режим сваливания или глохли. При маневрировании с большой перегрузкой также следовало следить за «ложкой устойчивости по скорости » (затягивание в пикирование при приближении к скорости звука) или «зарыванием » это явление добавляло самолету и часто создавало избыточную перегрузку».

Читайте так же:

Оставить комментарий