Вместо Superjet’ов Red Wings поставила на Airbus A220

Авиакомпания Red Wings (WZ) готовится первой в России принять в свой парк Airbus A220 — самый совершенный на сегодня самолёт в сегменте малых магистральных авиалайнеров.

Неподъёмное чадо

Известное до лета 2018 года как Bombardier CSeries, это модельное семейство стало причиной краха собственного создателя — фактического ухода канадской компании с лидирующих позиций в авиационном мире из-за финансового перенапряжения при проектировании, строительстве и выводе на рынок главной инновации, на которую была сделана ставка ва-банк.

Оно же превратилось в «ночной кошмар» для Boeing, похоронивший — лишивший покупателей — как его старую программу B717, так и новую B737 MAX 7. Плетя интриги, чтобы не допустить триумфального шествия этой разработки, американский гигант смог победить «родителя», но лишь укрепил «дитя». И теперь пытается дать бой, зайдя с другой стороны: поглотив единственную сильную альтернативу, бразильский Embraer.

Наконец, оно же оказалось самым ценным и самым дешёвым приобретением Airbus за всю его историю. Просто дождавшись, когда американцы задавят канадцев, европейский концерн забрал у последних их «бриллиант» на «безденежной» основе — просто за устранение угрозы неподъёмных штрафов.


Boeing 717 (рождённый как McDonnell Douglas MD-95) оказался окончательно похоронен с появлением Bombardier CSeries


Но главной неприятностью для Boeing оказались слабые продажи самой короткой версии его новейшего семейства B737 MAX — «семёрки». Причина этому тоже в превосходных качествах CSeries/A220

Superjet против самого совершенства

Что же до российского самолёта в той же нише: насколько велика угроза для него?

Создатели Superjet предпочли сделать ставку на понижение весовой категории: в тесном сотрудничестве с S7 Airlines (S7) разработать укороченную версию SSJ75, у которой рыночные перспективы серьёзно ограничены. Вероятно, стартовый покупатель так и останется её единственным крупным пользователем.

Но можно ли считать это ошибкой? Скорее всего, нет: у потенциальной удлинённой версии SSJ120, напрямую выходящей против «младшей» версии A220-100, шансов и того меньше. «Классический» российский алюминиевый самолёт с недостаточно мощными двигателями PowerJet SaM146 (или их форсированным деривативом — но на это требуются время и инвестиции) противостоял бы выполненной из современных материалов (46% матричные углеродные композиты, 24% — особо лёгкие алюминиево-литиевые сплавы) машине с редукторными двигателями Pratt & Whitney PW1500G, мощными и наиболее на сегодняшний день экономичными в этом классе.

И пока пользователи Superjet’ов 100 один за другим жалуются на их экономическую неэффективность, эксплуатанты A220 расписывают своё счастье от приобретения. Швейцарская Swiss (LX) не прекращает работать с наивысшей маржинальностью в Lufthansa Group, а латвийская airBaltic (BT) — у которой точно нет ни поддержки трафиком от «сестринских» компаний, ни серьёзных государственных субсидий от весьма скромного правительства в Риге, зато есть жесточайший конкурент в виде Ryanair (FR) — показывает прибыль на фоне роста цен на топливо и развития собственной маршрутной сети, обычно очень затратного предприятия.


Bombardier CS100 авиакомпании Swiss International Air Lines


Bombardier CS300 авиакомпании Air Baltic

Полноценный русский дебют

Итак, это модельное семейство приходит в Россию.

На самом деле, российские пассажиры в числе первых в мире познакомились с тогда ещё Bombardier CS300: авиакомпания airBaltic, их стартовый пользователь, запустила первый же самолёт в том числе в Шереметьево (SVO).

Сейчас менеджмент Red Wings активно работает с Росавиацией над подтверждением сертификата типа воздушного судна, сертификацией учебного центра для экипажей и мощностей по регулярному лёгкому техобслуживанию и ремонту.

Первенец прибудет на базу эксплуатанта в Домодедово в мае 2019 года. А уже в июне генеральный директор авиакомпании Евгений Ключарёв надеется блистать с приобретением, раскрашенным в специально созданную по такому случаю новую ливрею, на авиасалоне в парижском Ле-Бурже.

Всего заказано 6 машин, они будут поставляться весьма медленно для самолётов подобного размера — в течение двух лет. Финансирует сделку Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), конечный пользователь получает машины в лизинг.


Один из Sukhoi Superjet 100-95B, от которых авиакомпания Red Wings избавилась после года эксплуатации


Евгений Ключарёв, генеральный директор авиакомпании Red Wings, с масштабной моделью Airbus A220-300 в новой ливрее перевозчика

Ещё не пришёл, уже победил

Авиакомпания Red Wings начала деятельность в 2007 году, строила флот исключительно на Ту-204 и была хронически убыточной. Добавляла к парку пять Superjet’ов — и продолжала терять деньги. Наконец было принято правильное в таких обстоятельствах решение: максимально быстро избавиться от показавших себя неэффективными самолётов и заменить их на потенциально более успешные. «Патриотичные» Красные Крылья составили парк исключительно из Airbus A320/A321.

Результат был предсказан верно: средний налёт Ту-204 был равен 2 000 часам в год, на тех же маршрутах у тех же людей A320 смогли летать по 3 700 часов.

Черту подводят финансы. За последний год работы на Ту-204 (2016-й; подсчёт по РСБУ) у Red Wings чистый убыток 193 миллиона рублей. За первый год работы на Airbus A320 — такая же по размеру чистая прибыль.

A220 в этой схеме заменяет те самые SSJ100, эксперименты с которыми пользователю не понравились: ниша для 100… 150-местных самолётов в Центральной России однозначно есть.

В новинку верят и отечественные лизинговые компании. ГТЛК разместила тогда ещё у Bombardier заказов на 6 единиц, Ильюшин Финанс — на 14.