В кабине

Летчик сигарообразного Р-5 находится в нем почти как в коконе. «Кабина у самолета удобная, — говорит Спит, — но ты чувствуешь себя в нем, словно лежишь в ванной: фонарь начинается достаточно высоко и на некотором расстоянии от головы, поэтому видимость вниз и назад ограничена. По сравнению с современными самолетами кабина перегружена приборами и совсем не эргономична, но она соответствовала своему времени».
Гейслер добавил, что зеркала заднего вида в некоторой степени помогают компенсировать плохой задний обзор, и, несмотря на устаревший общий вид, компоновка кабины обеспечивала достаточную простоту полетов в плохую погоду.
В центре приборной доски доминирует экран индикатора небольшой, примитивной БРЛС Emerson An/APG-69. Фактически БРЛС устанавливалась на F-5E, так как исходный F-5 не имел радара совсем. Гейслер объясняет, на каких режимах и как работает плоская антенная решетка.
«УБРЛС не было символов целеуказания для захвата цели по азимуту, и ты не мог регулировать положение антенного отражателя в носовой части по высоте. Отраженный сигнал от цели в пределах действия БРЛС на высоте примерно 6000-8000 футов (1800-2500 м) обнаруживался на расстоянии около 20 миль (32 км). Разумеется, на этом же расстоянии происходил захват сигналов от дипольных отражателей мер электронного противодействия, и не было возможности узнать, что же перед тобой -реальная цель или облако из отражателей».
И применение данного комплекта оборудования в бою показывало, насколько оно было ограниченным. Гейслер продолжает: «БРЛС лучше всего работала в режиме поиска в верхней полусфере, так как ее использование в горизонтальном направлении или в нижней полусфере приводило к тому, Что отраженный от земли сигнал создавал ложные цели. Режим захвата радара в пределах радиовидимости работал только на 10 миль (16 км), поэтому требовался визуальный поиск противника. Это делалось просто: ты наводишь пушечный прицел на цель, нажимаешь кнопку захвата цели на рукоятке управления, и как только прицел дает дальность, производится расчет для атаки, но только для пушки».
БРЛС была настолько примитивной, что Гейслер никогда не применял ее до «слияния», точки, где два противоборствующих истребителя встречались и где начинался воздушный бой. Однако он часто пользовался
Таиланд эксплуатировал Р-5В, F-5E и F-5D. В настоящее время на вооружении стоят модифицированные Израилем F-5T Tigris и Lockheed Martin F-16. режимом захвата цели, когда приходилось маневрировать за линией крыла противника, чтобы подготовиться к пушечному удару.

Гейслер так подытожил свое мнение об Р-5. «Это небольшой, малозаметный самолет с двумя бездымными двигателями. Его недостатки заключаются в том, что он не представляет дистанционной угрозы из-за простой БРЛС, у него малый запас топлива, что означает ограниченный радиус боевого действия, к тому же, как я полагаю, он обладает не слишком большой живучестью».

Хотя Р-5Е/Р швейцарских ВВС прошли модернизацию, на них установили современную электронику, в том числе инерциальную навигационную систему и систему оповещения, Спит считает, что основным недостатком Р-5 является отсутствие современной БРЛС и современных ракет класса «воздух-воздух».

В составе ВМС США входили пять подразделений F-5 Adversary: школа ВМС применения истребительного вооружения, эскадрильи VF-126, VF-127, VF-43 VF-45.В настоящее время осталось лишь две эскадрильи.

Но, несмотря на указанные недостатки, «это самолет для обычного летчика, который мог делать все, о чем ты его попросишь, «ж манерничая»: ты про сто летишь на нем! Его просто об служивать, поэтому он летает в составе швейцарских ВВС уже более 30 лет. Даже сегодня ВВС ряда стран заинтересованы в покупке подержанных Е-5, чтобы использовать их в качестве условного противника. Думаю, что я много вам о нем рассказал».

Читайте так же:

Оставить комментарий