Уникальные маневры

Британский летчик-испытатель Harrier Джон Фарли был одним из тех, на кого Су-27 в Ле Бурже произвел сильнейшее впечатление, по меньшей мере диаметром разворота в горизонтальной плоскости.
«Я никогда не забуду первый демонстрационный полет Су-27 в Париже. Виктор Пугачев сделал полный круг за десять секунд, то есть средняя угловая скорость составляла 36 градусов в секунду. В то время мы могли только надеяться, что наш истребитель следующего поколения сможет делать 25 градусов в секунду. Названная скорость имеет такой порядок, что летчик должен обладать высокими умениями, чтобы быть способным разворачивать самолет так, чтобы весь его комплект вооружения был готов для проведения атаки. Если бы мы представили, что наша новая машина вступит в бой с Су-2 7, то в случае удачи, все, что она могла бы сделать, — это выпустить шасси и приземлиться».

Индийские из начальных партий, отличавшиеся синей схемой окраски, «умели» немного больше, чем доработанные Су-27УБ, но годились только для завоевания превосходства в воздухе.

Прототип Су-37 с соплами отклоняемого вектора тяги в песочно-коричневом пятнистом камуфляже, 1995 г.

Некоторые из очень зрелищных маневров, например скольжение на хвосте («колокол») и «кобра», не слишком сложны для выполнения на современном боевом самолете, трудность состоит в выходе из маневра без потери управления машиной. Как считают, секрет кроется в характеристиках турбовентиляторных двигателей АЛ-31Ф. Люльки с их большими, широко разнесенными воздухозаборниками, способными реагировать на быстрые изменения в объеме и направлении воздушного потока без срыва его на лопатках компрессора. Большинство западных двигателей имеют ограничения по углу атаки, который они могут выдерживать в течение пары минут, но, как кажется, Су-27 ими не обременен.
Некоторые наблюдатели ставят под вопрос полезность подобных маневров, при которых быстро теряется мощность, говоря, что они ставят Су-27 в «положение сидящей утки». Другие утверждают, что способность нацеливать нос, и следовательно вооружение на противника в воздушном бою (не важно, в горизонтальном или вертикальном) является бесценным качеством, даже если она достигается на короткий промежуток времени. На больших дистанциях вероятная остановка в движении, являющаяся целью самолета, может быть достаточной, чтобы сбить захват импульсных доплеровских БРЛС и обмануть некоторые типы ракет.

WildWeb

Top.Mail.Ru