Совместимость кабин

Демонстрационный образец самолета Lockheed Martin Х-35 поднялся в воздух в 2000 г., после чего он конкурировал с Boeing Х-32, также строившимся по контракту на создание УУИ. В октябре 2001 г. победителем конкурса признали Lockheed Martin, и первый F-35A полетел 19 февраля 2006 г. Неудивительно, что для постройки более сложного варианта F-35B STOVL потребовалось значительно больше времени — его первый полет состоялся 11 июня 2008 г. В воздух его поднял ведущий летчик-испытатель машин STOVL компании ВАе Systems Грэхем Томлинсон.
Томлинсон, летчик-ветеран вертикального взлета и посадки Harrier, налетал более 5000 ч, главным образом на Harrier в составе британских ВВС. Объясняя принципы, на основе которых создавались три различных варианта F-35, он сказал:
«Они проектировались так, чтобы летчику было легко пересаживаться с одного на другой. В некоторой степени он похож на авиалайнеры семейства Airbus, где нетрудно переучить пилота с А320 на АЗЗО, поэтому кабина у всех трех типов машин практически идентична. Соответственно летчик мотет переходить i одного варианта на другой с небольшими временными затратами на переобучение.
Должен сказать, что сохранение подобного сходства для варианта F-35B STOVL — это своего рода чудо. Если посмотреть в кабину Harrier, то становится понятно, что никакой другой подобной кабины ты не увидишь: там имеется три основных органа управления в виде ручки управления, рычага управления двигателем и рычага управления соплом. Конечно, Harrier был великолепен для 1960-х гг., когда у нас были черно-белые телевизоры и отсутствовали компьютеры!»
У F-35 кабина совершенно иная. «Здесь есть очень большой сенсорный дисплей размером 20 на 8 дюймов (50 * 20 см), который можно разделить на несколько «страниц» в зависимости от того, чего хочет летчик.

Грэхем Томлинсон готовится к полету на демонстрационном образце Р-35В. В кадре нашлемный дисплей футуристического вида, который будет интегральной частью снаряжения летчика ?-35. Обратите внимание на откидывающийся вперед фонарь — несколько необычная конструкция.

Угловатые поверхности для создания подъемной силы, крылья и горизонтальное хвостовое оперение делают унифицированный ударный истребитель не слишком привлекательным, но они создают существенное преимущество для уменьшения эффективной площади рассеивания.

Нос и передняя часть фюзеляжа F-35, как и у его собрата F-22A Raptor, пересекает хорошо заметная профилированная панель. Эта скулообразная панель является еще одним конструкторским решением, внесшим вклад в малозаметность самолета.

Остальная часть кабины выглядит удивительно пустой, нет рядов переключателей, просто имеются аккумулятор, блок запуска двигателя, выключатель запуска комплексной силовой установки и несколько других органов управления. Дисплей мы называем «бородой», и он связан с системой НОТАБ (управление без отрыва рук от рычага управления двигателем и ручки управления) и системой прямого голосового ввода команд. Левая и правая половины дисплея снабжены независимыми компьютерами управления, то есть они дублированы, и если один компьютер выйдет из строя, ты по прежнему можешь управлять экраном. Для еще большей безопасности есть такая штука, которую можно назвать по летный дисплей «идем домой», используемый в случае серьезных неполадок, он дает информацию о высоте, скорости и положении, поэтому летчик может безопасно приземлиться».
Прекрасно сконфигурированные дисплей и интуитивность их программирования не просто «радуют глаз». Томлинсон рассказывает: «На Harrier 10% времени ты тратишь на выполнение задания, а 90% — на то, чтобы не разбиться. «Лети на самолете. Не разбейся. Лети на самолете. Не разбейся. Вот основные золотые правила, их надо затвердить навсегда. И не разбейся», -так нас всегда инструктировали. И при этом добавляли: «Между прочим, и с тем небольшим временем, остающимся у вас на выполнение трудного и напряженного задания, постарайтесь его выполнить». Ну а эта машина совершенно другая. Я, пусть это прозвучит слишком громко, скажу, что летать на этом самолете тривиально. Я говорю окружающим, что это все равно что взять автомобиль напрокат и поехать: вставляешь ключ в замок зажигания и просто едешь, ни о чем не задумываясь. Основное, над чем будет задумываться летчик F-35, — это выполнение задания, о плохих парнях, где находится цель, где существует опасность действий противника и т. д.».