Но именно пятое поколение реактивных истребителей завершит процесс трансформации. Lockheed Martin F-22 Raptor уже в строю, в нем сочетаются невероятные характеристики «стеле» с ранее небывалыми возможностями электроники. «Это истребитель, о котором мечтали летчики», — сказал один командир эскадрильи F-22 и добавил, что: «в отношении характеристик было так мало компромиссов, что он выделяется практически на любой арене военных действий…»
После F-22 со стапелей Lockheed Martin сошел F-35 Lightning II. С помощью технологий, применявшихся при создании F-22, ВВС в лице Lightning II получат ударную «стелс»-платформу с превосходными характеристиками для воздушного боя. В ответ на критику возможностей этого самолета один из летчиков заметил: «Вы не сможете сбить его, если вы его не видите!»
Какими бы ни были сильные и слабые стороны у современного боевого самолета, есть один момент, с которым согласится любой. За последние 60 лет существования военной авиации роль летчика существенно изменилась. Летчики реактивных самолетов 1950-х гг. должны были тратить значительную долю своего внимания на то, чтобы удерживать машину под контролем, а это оставляло мало времени разуму для обнаружения противника и ведения боя с ним. Сегодня все полностью изменилось. Компьютеры сделали полеты настолько простыми, что летать на Р-22 или Г-35 стало легко, они взяли на себя всю тяжелую работу, связанную с управлением и функционированием электронных систем, поэтому современных боевых летчиков скорее можно назвать менеджерами по ведению боя, а не рыцарями неба.
F-22 Raptor — это, без сомнения, истребитель, обладающий лучшими в мире характеристиками. Благодаря сложной авионике и возможностям «стеле», Raptor более чем какой-либо другой самолет превращает летчика в менеджера воздушного боя.
SAAB JAS 39 Gripen дает возможность странам со скромным бюджетом приобрести современный истребитель без больших затрат.