Простой и безопасный

Летчик Sk.yh.awk майор Артур Падиос (на пенсии), воевавший на нем во Вьетнаме, свел недостатки А-4-х к двум: «Я считал, что самолет может попасть в две чрезвычайных ситуации: выключение двигателя в полете с невозможностью его повторного запуска и неуправляемый пожар. Всё. Больше чрезвычайных ситуаций нет». По словам Падиоса,  имел рукоятку управления в кабине, потянув за которую, можно было решить любую появившуюся проблему. «Если половина каскадной гидравлической системы будет разрушена, другая половина позволит самолету лететь. Если вся система выйдет из строя, потяните рукоятку управления, чтобы отключить ее, и разблокируйте НВТ (напорную воздушную турбину). Если шасси не хочет выпускаться гидравликой, потяните рукоятку управления — и оно выйдет. Если оно все-таки не выходит, приземляйтесь на баки (подвесные). Если вам срочно нужно избавиться от вооружения, потяните рукоятку принудительного сброса и безопасно «отсоедините» его».
Летчик говорил, что и все другие проблемы можно также преодолеть и безопасно посадить машину. Это может быть преувеличением, но А-4 проектировался как исключительно простая конструкция по сравнению с другими тактическими реактивными самолетами, на нем было просто летать, его было просто обслуживать, у него было относительно мало подвижных деталей. Разумеется, все это подвергалось внешним воздействиям, когда Бкуйаук оказывался во враждебном небе Вьетнама — там летчикам приходилось справляться не только со злобной противовоздушной обороной, но и с непредсказуемой дождливой погодой, а также с резко менявшей высотность местностью, часто прятавшейся за слоем облаков.
Когда в 1982 году разразился Фолклендский конфликт, основным штурмовиком Аргентины являлся Skyhawk. К тому моменту самолету уже было почти 30 лет, а примерно 60 аргентинских Skyhawk относились к машинам раннего выпуска.
А-4 были дополнительно ограничены в возможностях эмбарго США на вооружение, лишавшего их запасных частей, к тому же катапультируемые кресла отличались особой ненадежностью. Тем не менее даже при ограниченной дальности Skyhawk нанесли значительный ущерб британскому десантному флоту.
Но цена была ужасной. У Skyhawk была плохая защита, если она вообще имелась. Зенитный огонь британцев был точным и губительным. А еще там были несущие смерть Harrier.
За время войны было потеряно не менее 22 Skyhawk, из них три разбилось из-за нарушения правил эксплуатации. Согласно наиболее надежным источникам, шесть А-4 сбито зенитными орудиями кораблей, один огнем своих зениток, ещё один собственно на островах британской ЗУР; пять погибло от пущенных Harrier ракет AIM-9L Sidewinder с тепловой головкой самонаведения, один стал жертвой сухопутной батареи с AIM-9; один считается сбитым от попадания как зенитных снарядов, так и ракет, и один уничтожен огнем корабельной пушки Bofors калибра 40 мм.

Восемь аргентинских Skyhawk, летящих строем «пеленг». Аргентинские Skyhawk понесли ужасные потери во время Фолклендской войны. На фотографии самолеты, приобретенные после нее.

WildWeb

Top.Mail.Ru