Модернизированные миги

Петер Миш, бывший летчик ВВС ГДР, в 1973-1991 гг. налетал на различных вариантах МиГ-21 около 800 часов.
«Основная роль МиГ-21 в ВВС ГДР заключалась в нападении на истребители и бомбардировщики противника, хотя у нас была и вторичная роль ведение разведки и решение штурмовых задач. Мы практиковали использование для перехвата воздушных целей РЛС наведения с земли и атаки с хвоста, мы также могли вести бой парами или звеньями в дневное и ночное время и даже при облачности. Наши МиГ-21 в оптимальных условиях имели ограничения по перегрузке 8,5 но обычно мы ограничивались 7 чтобы снизить нагружу на само лет. Наиболее опытные летчики налетывали лишь 60 часов в год, но для молодых летчиков требовался налет 100 часов, пилоты среднего уровня летали по 75 часов в год. Для всех пилотов требовалось выполнять как минимум один воздушный бой в месяц и совершать один вылет в плохую по году каждые два месяца, чтобы поддерживать квалификацию полетов по приборам на должном уровне».
Миш вспоминал, что типичный перехват на МиГ-21 бис заключался в следующем:
«Взлет на минимальном форсаже, который мы осуществляли, позволял экономить топливо до достижения 600 км/ч. Мы могли продолжать разгоняться до 900 км/ч, если получали команды от радиолокационного пункта наведения с земли, направлявшего нас на цель. Нам давали указание по высоте и курсу для захода на цель с хвоста, потом мы переключались на бортовую РЛС для захвата цели. После захвата цели проводилась ее проверка на враждебность путем использования системы опознавания «свой — чужой «. В зависимости от высоты цели мы могли захватывать ее с расстояния 18 км, определять с 10 км и пускать ракеты примерно с 7 км».

ВВС Северного Вьетнама эффективно применяли МиГ-21 в войне против США. Их летчики проводили сверхзвуковые атаки, пуская ракеты АА-2 Atoll с близкого расстояния и уничтожая противника.

На фотографии МиГ-21 МФ с советскими обозначениями, но, по сути, это был экспортный вариант на основе МиГ-21 М, на котором демонтировалась часть авионики и в некоторых случаях устанавливались менее мощные двигатели.

Основой названных возможностей была улучшенная БРЛС, устанавливавшаяся на более новых вариантах МиГов. Миш пояснил: «Начиная с МиГ-21 СПС самолет оборудовался БРЛС РП-21, эффективно работавшей до 20 км для поиска целей и захватывавшей ее примерно на 10 км. Система очень качественно работала в сочетании с нашими ракетами Р-ЗС класса «воздух-воздух » с инфракрасной головкой самонаведения. БРЛС также давала пусковую дальность, в рамках которой мы были уверены, что находимся в нужной зоне поражения цели для пуска ракет. МиГ-21бис оснащался ракетами Р-ЗР и оборудовался БРЛС РП-22 с дальностью поиска 30 км, но с тем же захватом, как и у РП-21, — 10 км. Но эта РЛС позволяла видеть цели на такой малой высоте, как 500м, а РП-21 проблематично захватывала их на высоте менее 1200 м».
Продолжая разговор о перехвате, Миш объяснил, что МиГ-21 бис и МиГ-21 СПС оборудовался каналом связи, позволявшим оператору РЛС наведения с земли отдавать команды без использования голосовой радиосвязи.
«Мы могли смотреть на приборы в кабине и видеть скорость, на которой должны были лететь.
Отдельный прибор отражал команды поворота, взведения ракет и т. д. Был еще прибор, показывавший положение по отношению к цели двумя стрелками: вертикальная говорила о курсе на цель — прямо на нее, справа или слева от нее, а горизонтальная указывала, находимся ли мы на одной высоте с целью, ниже или выше».

WildWeb

Top.Mail.Ru