Malaysia Airlines приценивается к региональным самолётам

Malaysia Airlines (MH) в апреле запросила предложения от ведущих производителей 100-местных самолётов на поставку от 30 до 40 самолётов. Авиакомпания собирается развивать сеть региональных маршрутов с относительно низким спросом.

В 2006 году национальный перевозчик Малайзии отказался от этого сегмента рынка и списал все свои турбовинтовые Fokker 50. Теперь авиакомпания, терпящая убытки на дальних направлениях и испытывающая серьёзное давление конкурентов на магистральных маршрутах внутри Юго-Восточной Азии, пытается найти новые точки роста в хорошо забытом прошлом.


Регулярные операции на Airbus A380-841 авиакомпании Malaysia Airlines не удались: компания сняла их с рейсов, выведя в чартерный проект Amal для перевозки паломников в Мекку и Медину


Fokker 50, на которых Malaysia Airlines строила свою региональную сеть на рубеже веков. Затем отказалась, переключившись на дальние маршруты, а теперь, потерпев там неудачу, хочет вернуться в малые аэропорты региона

Embraer

Наивысшие шансы на контракт — у бразильского производителя.

Во-первых, этому способствует подходящий модельный ряд: в новом поколении E-Jet E-2 три размерные версии, на 80, 100 и 128 пассажиров (при стандартной компоновке салона).

Во-вторых, на презентацию Embraer 190-E2 на авиасалоне LIMA в Лангкави в марте этого года прилетел премьер-министр страны Махатхир Мохамад (Mahathir bin Mohamad), посетил стенд компании, провёл переговоры и осмотрел самолёт.

Airbus

Больше всех контрактов в этой рыночной нише в последние месяцы забирает европейская компания со своим A220 — приобретённым у канадского Bombardier проектом CSeries и переименованным в соответствии с нормативами Airbus.

Это наиболее современный и совершенный продукт, очень удачно показывающий себя в эксплуатации в Европе, США, Азии и даже в Африке — прошлой зимой его получила Air Tanzania (TC).

Кроме того, ещё когда самолёт предлагался на рынке канадскими разработчиками, им интересовался холдинг AirAsia Berhad, прямой конкурент государственной Malaysia Airlines: местные специалисты машину уже давно изучили.

Главный его минус — политика.

Европейский парламент проголосовал за поэтапный отказ от использования пальмового масла в биотопливе. При этом Малайзия и Индонезия являются крупнейшими в мире производителями пальмового масла, и частично их инвестиции в эту отрасль сельского хозяйства были связаны именно с перспективами роста популярности суррогатов минерального топлива.

Малайзия угрожает бойкотом продукции Евросоюза. Если конфликт будет разгораться, вряд ли госкомпания заключит контракт на самолёты Airbus.


Embraer активно презентует свой новый 190-E2 по всему миру — и временами добивается хороших результатов


У Airbus A220 продажи впечатляют, но конкретно в Малайзии он не считается абсолютным фаворитом

Sukhoi и COMAC

Несмотря на то, что Малайзия является крупным покупателем российской военной авиационной техники: «сделка века» 1994 года на 18 истребителей МиГ-29 и контракт 2003 года на 18 истребителей Су-30МКМ, — к коммерческим самолётам из России здесь относятся прохладно. Шансы Superjet’а не оцениваются никак, потому что официально у Гражданских самолётов Сухого предложения никто и не запрашивал.

Ещё хуже лишь положение COMAC ARJ21: Махатхир Мохамад известен заявлением о «тупости» своего предшественника, подписавшего соглашения о строительстве транспортной инфраструктуры в рамках проекта Пояс и путь. Придя к власти и провозгласив одной из важнейших задач снижение долга перед Китаем, нынешний премьер-министр одним из первых своих указов заморозил три китайских проекта по строительству в стране высокоскоростной железной дороги и двух газопроводов. Покупка самолётов — она в таких объёмах тоже производится как минимум в рассрочку — в логику такой политики не укладывается.


После тяжёлых скандалов с обслуживанием самолётов в Европе и Мексике Sukhoi Superjet 100 уже не рассматривается крупными покупателями всерьёз: российскому самолёту за рубежом можно рассчитывать на аутсайдеров, готовых рисковать ради привлекательной финансовой стороны таких контрактов


COMAC ARJ21-700 на экспорт и не создавался. Но самолёт настолько неудачен, что не находит клиентов и на гигантском внутреннем. От его приобретения уклоняются все сколько-нибудь состоявшиеся китайские авиакомпании; среди покупателей — только стартапы и зависимые от производителя перевозчики