В этом году Международный авиационно-космический салон (МАКС) в Жуковском отмечает 25-летие: 14 февраля 1992 г. был создан официальный организатор мероприятия —общество «Авиасалон». Юбилейное мероприятие пройдет на месяц раньше обычного — 18–23 июля. Выставку перенесли для того, чтобы ее участники успели подготовиться еще к одному большому мероприятию, где также представлена авиация, — форуму «Армия».
В преддверии юбилея МАКСа ATO.ru представляет партнерский материал со списком из десяти интересных фактов о главном авиасалоне России.
Факт 1. Первый МАКС на самом деле был вторым
Первый международный авиасалон в Жуковском, состоявшийся в 1992 году, назвали «Мосаэрошоу»
Фото: «Авиасалон»
Официально первый авиасалон МАКС состоялся в 1993 г., однако на деле он был вторым. Стартовое мероприятие, носившее пробный характер, организовали в 1992 г. под названием «Мосаэрошоу». Оно должно было собрать представителей авиационной и космической отрасли со всего мира. Раньше ничего подобного в СССР и России не проводили, и у организаторов «Мосаэрошоу-92» не хватало ни времени, ни опыта. Несмотря на трудности, авиасалон прошел с успехом. Он стал первой площадкой для налаживания связей между российскими и иностранными компаниями, работающими в аэрокосмическом секторе. В ходе «Мосаэрошоу-1992» его российские участники установили контакты с 69 зарубежными структурами и подписали несколько сделок на поставку самолетов и вертолетов. С годами контакты и суммы сделок выросли во много раз.
Факт 2. Логотип
Альтернативный и современный логотипы МАКСа
Источники: Ю. А. Нагаев «МАКС в России. От «Мосаэрошоу-92» до ТВК «Россия», «Авиасалон»
Центральный элемент логотипа МАКСа — стилизованную букву А — в 1992 г. разработала художница Нина Дмитриева. Букву использовали при проведении «Мосаэрошоу-92». Однако вскоре логотип стали критиковать за то, что у него не нет явной связи с авиацией, и даже сравнивали со знаком автобусной остановки. К салону МАКС-1993 был придуман новый знак, в начертании которого присутствовали стилизованные изображения взлетающих самолета и ракеты. Однако экспертам новый логотип не понравился настолько, что его прозвали «червяк на палочке». В результате было решено оставить первоначальный вариант, который сохранился до сегодняшнего дня и получил всемирную известность.
Факт 3. Место проведения
Сейчас авиасалон МАКС невозможно себе представить в отрыве от аэродрома Раменское при Летно-исследовательском институте (ЛИИ) им. М. М. Громова в Жуковском. Однако когда «Мосаэрошоу-92» только готовилось, руководству страны поступило несколько предложений, где его надо проводить. Кроме Жуковского, который имел обширный опыт в организации воздушных смотров, предлагались аэропорт Домодедово и военный аэродром в Кубинке. В конечном итоге был выбран вариант с Жуковским. Однако в 1993 г. салон решили разбить на три площадки, добавив к Раменскому Центральный аэродром им. М. В. Фрунзе на Ходынском поле и выставочный центр на Красной Пресне. По итогам выставки стало ясно, что формат с несколькими площадками себя не оправдал, и с 1995 г. МАКС проводится только в Жуковском.
Факт 4. Первые лица на открытии
Владимир Путин на авиасалоне МАКС
Фото: Кремль
С самого начала МАКС имел достаточно высокий статус, чтобы его открывали первые лица страны. В 1997 г. на открытие салона впервые прибыл президент — тогда страной руководил Борис Ельцин. Незадолго до приезда главы государства для него пришлось спешно закупать крепкое деревянное кресло: по мнению президентской свиты, обычный выставочный стул не выдержал бы вес Ельцина. Впоследствии на открытие авиасалонов МАКС в статусах премьера и президента приезжали Владимир Путин и Дмитрий Медведев.
Факт 5. Ураган в 2000 году
Летом 2000 г. часть выставочных помещений на аэродроме Раменское разрушил ураган. Четыре павильона были практические полностью уничтожены, многие другие строения получили повреждения разной степени. Ущерб от стихии оценили в 200 тыс. долл. Поскольку выставочный комплекс был застрахован, организаторы получили компенсацию, на которую выстроили новые, более современные помещения.
Факт 6. Рекорд по посещаемости
В 2001 году авиасалон МАКС посетили 660 тыс. человек
Фото: «Авиасалон»
Больше всего посетителей на авиасалоне МАКС зафиксировали в 2001 г. Тогда посмотреть на авиатехнику в Жуковский приехали 660 тыс. чел. В дальнейшем поток несколько спал, однако МАКС по-прежнему не уступает главным авиасалонам мира. Так, последнее подмосковное шоу, состоявшееся в 2015 г., посетили 404 тыс. чел. — на 52 тыс. чел. больше, чем в том же году пришли на Парижский авиасалон. Подобным притоком гостей не может похвастаться ни одна другая российская выставка, посвященная авиации.
Факт 7. Рекордные контракты
В 2013 году на МАКСе заключили контракты на поставку 96 самолетов Sukhoi Superjet 100
Фото: Федор Борисов // transport-photo.com
Рекордным по сумме контрактов стал 2013 г., когда участники МАКСа заключили сделки на 21,2 млрд долл. Значительную часть из них составили заказы на 96 самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) и 82 узкофюзеляжных самолета МС-21.
Факт 8. Рекордное число участников
Больше всего экспонентов — 878 предприятий из 30 стран — приняли участие в авиасалоне, прошедшем в 2015 г. Их количество росло практически непрерывно за все время существования МАКСа. Для сравнения: в авиасалоне 1993 г. приняли участие 243 предприятия.
Факт 9. Новые направления
В 2017 г. в программу МАКСа включат несколько новых направлений: авиаперевозки, авиация общего назначения, деловая авиация, лакокрасочные покрытия, химические реагенты, защита окружающей среды и системы безопасности. Они дополнят уже существующий список: летательные аппараты, материалы и технологии, ремонт и техническое обслуживание летательных аппаратов, аэропорты и аэродромы, двигателестроение, вооружение летательных аппаратов, тренажеры и имитаторы, военная техника, системы коммуникации и связи, космическая промышленность и исследования.
Факт 10. МС-21 на МАКС-2017
На следующем салоне МАКС широкой публике впервые покажут прототип МС-21
Фото: Федор Борисов // transport-photo.com
Предполагается, что на юбилейном авиасалоне посетителям покажут прототип узкофюзеляжного самолета МС-21-300, который привезет корпорация «Иркут». Его выкатка состоялась прошлым летом, но широкой публике воздушное судно еще не показывали. Ожидается, что в этом году самолет начнут испытывать в воздухе.
При написании материала использовалась книга «МАКС в России. От «Мосаэрошоу-92» до ТВК «Россия» Юрия Нагаева, много лет возглавлявшего команду организаторов авиасалона МАКС