Airbus жертвует ферзём и выигрывает арабскую партию

Emirates (EK) в своём годовом отчёте за 2018/19 финансовый год (заканчивается 31 марта, документ опубликован 9 мая) не упоминает предварительный заказ на 40 самолётов Boeing 787-10.

Соглашение о намерениях с американским производителем было подписано 12 ноября 2017 года на авиашоу в Дубае и стало ударом по планам Airbus продать крупнейшему перевозчику Персидского залива свою новейшую широкофюзеляжную линейку A350. Ударом сильным, но не сокрушительным.

В Старом Свете смогли собраться, пересмотреть своё предложение и убедить арабских партнёров взглянуть на ассортимент под другим углом.

  Emirates уронила прибыль на две трети

То же самое, только в профиль

Принеся в жертву Суперслона A380 — программу закрыли, как только стало ясно, что параметры этого самолёта не удовлетворяют главного пользователя (собственно, Emirates), а улучшать гиганта слишком накладно, — европейцы выкатили новую стратегию.

Раньше Airbus предлагал самые большие самолёты в каждом классе (A321ceo больше прямого конкурента Boeing’а 737-900ER, A330-300 вместительнее, чем Boeing 767-300ER, A380 превосходит размерами и Boeing 777-300ER, и Boeing 747-8), так как опирался на собственный же тезис о дефиците слотов в аэропортах будущего: пассажиропоток растёт быстрее инфраструктуры, за один полёт нужно перевозить как можно больше пассажиров.

Теперь взгляд модифицировали.

Во-первых, признали, что местами развитие аэропортов ничуть не отстаёт от трафика в них.

Во-вторых, теперь настаивают лишь на том, что первое утверждение верно для коротких и средних маршрутов; межконтинентальные не набирают достаточно путешественников, чтобы оправдать использование на них 500-местных самолётов.


Airbus A321ceo господствуют в своём сегменте на рынках Южной Америки, Европы, Ближнего Востока, Китая и России — в общем, разгромили прямого конкурента от Boeing почти всухую


Boeing 737-900ER заметно представлены лишь в парках авиакомпаний США, Китая и Индонезии

Застой как новый старт

Итого, применительно к бизнесу главного перевозчика Дубая: A380 не имеют перспективы. Так, занятость кресел Emirates четыре года подряд держится в промежутке 76,5… 77,5% — очень слабый показатель при агрессивном маркетинге и гибкой ценовой политике перевозчика (к примеру, в среднем для авиакомпаний России этот показатель в 2018 году составил 83,8%).

Этот недостаток исправят большие (просто большие вместо гигантских) широкофюзеляжные машины: 14 февраля этого года европейцы продали арабам 30 самолётов A350-900.

Но есть в текущей бизнес-модели Emirates и второй недостаток: компании некуда расширять маршрутную сеть. Число пунктов назначения к 31 марта 2019 года достигло 158, причём три года назад их было всего на пять меньше.

Почему?

  Airbus закрыл A380
  Airbus A350-900

Точки роста ниже ватерлинии

Если не принимать во внимание десяток неэффективных Boeing 777-200LR, существующих только для обслуживания экстремально дальних маршрутов с высокой долей премиального трафика, самый маленький самолёт в дубайском парке — Boeing 777-300ER. Тот, который у Аэрофлота (SU) самый большой. В таком авиалайнере или 354 кресла, если в его конфигурации много мест бизнес класса, или аж 428, если упор на перевозке пассажиров в базовом экономе. Именно доля последних у Emirates растёт, потому что стыковочные рейсы богатые клиенты предпочитают всё реже, а ОАЭ как конечная точка маршрута уже не может быть драйвером роста столь крупного перевозчика.

То есть, нужно находить направления, на которых можно было бы уверенно собирать четыре сотни пассажиров по нескольку раз в неделю. Очевидно, таких осталось немного. Нужно заглядывать «вниз» — и потенциал здесь есть.

Короткие и средние линии на 150 человек уже обрабатывает «младшая сестра» flydubai (FZ), тоже принадлежащая монаршей фамилии. Узкофюзеляжного флота в обозримом будущем у Emirates не будет.

Зато сегмент 250… 350 пассажиров с полётами длительностью по шесть-восемь часов до сих пор оставался без внимания. А ведь это очень перспективный сегмент: в него попадает трафик между Китаем и Африкой, растущий вместе с товарооборотом двузначными процентами. И его, конечно, заметили.

Именно под эту цель на Dubai Air Show 2017 подписывалось соглашение на сорок Boeing 787-10.


Boeing 777-31HER — «маленькая» половина парка авиакомпании Emirates


Airbus A380-861 — «большая» его половина. Такие самолёты и приземлиться-то не везде могут, а уж регулярно набирать полные салоны пассажиров и подавно

Результативная жертва

Но к чести Кристиана Шерера (Christian Scherer), нового коммерческого директора Airbus, в Тулузе нашлись финансовые аргументы, чтобы сделать A330-900 — теоретически более слабую модель — привлекательнее американского конкурента. Как нельзя кстати пришлись негативные экономические тенденции у партнёра: в свежем отчёте можно видеть, что операционные издержки Emirates выросли сильнее выручки, и распределённая прибыль (достающаяся акционерам — эмиру Дубая) упала на две трети. Сокращение персонала на 4% уже второй год подряд не помогает, самое время искать другие источники экономии.

Февральский контракт расставил акценты: французы, конечно, не стали зажимать удавку на горле одного из крупнейших покупателей. Emirates было «позволено» отказаться от 39 ранее заказанных A380 («под нож» отправилась вся программа), зато арабы забыли про Dreamliner’ы. В годовом отчёте значатся ровно сорок A330-900 и ни единого Boeing’а 787.

  В Airbus назначен третий коммерческий директор за 2018 год
  Emirates


Boeing 787-10 авиакомпании Emirates над Дубаем, рендер ко дню подписания предварительного соглашения на авиашоу в 2017 году


Airbus A330-900 в ливрее авиакомпании Emirates, рендер к контракту, заключённому 14 февраля 2019 года