Зимние условия

По другую сторону Атлантики экипажам Р-3 норвежских ВВС, действующих с авиабазы ВМС в Андое, иногда приходится бороться со сложными погодными условиями. В зимние месяцы ВПП в Андое обычно покрыта снегом и льдом, полетные условия максимально ухудшаются, когда теплеет, и снег и лед превращаются в снеговую кашу. Ситуацию усугубляет боковой ветер, доходящий до 92 км/ч, который делает взлеты и посадки, мягко говоря, рискованными.
В период «холодной войны» в задачу экипажей 333-й эскадрильи норвежских ВВС, базировавшейся в Андое, входило формирование второй линии обороны для противодействия советским подводным лодкам, отправлявшимся в плавание с портов на севере СССР. Первую линию обороны составляли ядерные противолодочные субмарины ВМС США и Великобритании. Перед норвежскими Orion стояла задача ловить советские подлодки, пока последние не достигли одного из двух глубоководных каналов, идущих между Гренландией и Исландией и между Исландией и Фарерскими островами.
При приближении к каналам подлодкам приходилось «проходить через строй» других Orion, входивших в состав ВМС США и нидерландских ВМС. В то время последние оперировали тринадцатью Р-ЗС (320-я и 32Гя эскадрильи, базировавшиеся на базе ВМС Валкен-бург); отряды часто летали в Кефлавик, Исландия, где они работали совместно с подразделениями Р-3 ВМС США. В Валкенбурге также дислоцировалась 2-я эскадрилья, учебно-боевое подразделение морской авиации. В 2005 г. Нидерланды расформировали обе эскадрильи Р-3. Об этом решении сожалели многие члены экипажей.

Экипажи Orion единодушно хвалят его просторную и комфортабельную кабину, так как все полетные приборы и переключатели легко досягаемы.

«Охотник» в снегу. Экипажи Orion, которые должны действовать в любых погодных условиях, перестают обращать на погоду внимание, как экипаж этого самолета, сфотографированного в Северной Атлантике.

На пике «холодной войны» Orion составляли около 80% всех морских патрульных самолетов Запада.

«Нам очень нравились Orion, — говорил один из штурманов. — Они доказали свою высокую эффективность в обнаружении подводных лодок во время учений НАТО в реальных условиях и были намного надежнее с точки зрения безопасности, чем Breguet Atlantic, пришедшие им на смену».
На Тихом океане экипажи Р-3 часто сталкивались с угрозой возможных враждебных действий, как видно из приведенной ниже выдержки из бортового журнала 1965 г.
«Координаты 43° 24 северной широты, 136° 40′ восточной долготы. Два русских Fresco (МиГ-17) перехватили QA-3, шедший курсом 045 на 180 узлах. Fresco исходно прошли с траверза на левый борт, направляясь с поворотом курсом 235 градусов, затем обошли Р-3 в хвостовой части и снова прошли с траверза на левый борт. Потом Fresco пролетели перед носовой частью и поднялись с 1500 до 2500 футов. Во время перемещения по траверзу, перед носом и за хвостом расстояние до противника составляло около 1000 ярдов. При перехвате QA-3 держал высоту 1500 футов, курс 045 и скорость 180 узлов. Общее время удерживания составило одиннадцать минут.
Координаты 42° 32′ северной широты, 135° 40′ восточной долготы. Два русских Fresco перехватили QA-8 во время отработки (идентификация и фотографирование) русского грузового корабля «Умань». Р-3 находился на 200 футах, курс/скорость-051/160 узлов. Fresco прошли на 1000 ярдах по траверзу на правый борт на 250 футах, затем перед носовой частью на 1500 ярдах, потом по траверзу на правый борт примерно на 1400 ярдах и поднялись до 2500 футов. Во время перехвата QA-8 поднялся до 12 500 футов и изменил курс на 071 с поворотом. Общее время удерживания составило десять минут.
Координаты 44° 27′ северной широты, 138° 10′ восточной долготы. ‘Два русских Fresco (бортовые номера 31 и 51) перехватили QA-2, отслеживавший русский грузовой корабль. Fresco преследовали с хвоста, находясь на расстоянии примерно восемь миль. Борт 31 прошел в 100 ярдах по правому борту на 200 футах над Р-3, затем удалился на 2500 ярдов по правому борту, потом перешел на левый борт. Борт 51 прошел по траверзу на левый борт примерно в одной миле. Во время перехвата QA-2 закончил отработку корабля и взял нужный курс. Общее время удерживания составило восемь минут».
В апреле 2001 г. китайский истребитель J-8 столкнулся с ЕР-ЗА Orion, который он преследовал от острова Гавайи. J-8 развалился, его летчик погиб. ЕР-ЗА совершил вынужденную посадку на острове Хайнань (на фото вверху). Самолет и экипаж были арестованы китайскими властями. Позднее экипаж освободили.

Спутниковая фотография ЕР-ЗА Orion ВМС США во время вынужденной посадки на острове Хайнань после столкновения с китайским истребителем в апреле 2001 г.

WildWeb

Top.Mail.Ru