Готовность к действиям военной тревоги

К 1963 г. V-силы — бомбардировщики Vulcan, Valiant и Victor — стали исключительно эффективным формированием. Это отражалось концепцией действий по боевой тревоге (QRA) и способностью V-бомбардировщиков подниматься в воздух в течение 90 секунд. Экипажи находились на боевом дежурстве неделю плюс два уикенда через три. Для большинства летчиков делать было нечего, кроме как читать и играть в карты, они жили в домах-фургонах за стоянкой бомбардировщиков, с оператором поста наведения бомбардировщиков, находившимся в оперативной комнате бомбардировочного командования, их соединяла система спецсвязи.

Когда экипажу поступал сигнал о боевой готовности или о проведении учений, члены экипажа докладывали в оперативное крыло (с комплектом необходимого для независимых действий вне базы) и получали информацию о характере тревоги. Каждый экипаж проходил предполетный инструктаж, а затем проводился инструктаж специалистов, например бортинженеров по радиоэлектронике инструктировал инженер крыла. Затем экипажи переходили в режим ожидания, пока самолет готовился к боевому вылету, причем подготовка самолетов отвечала самым жестким требованиям. По окончании подготовки экипажи занимали свои места в самолете и проводили необходимые проверки оборудования; потом дверь кабины закрывалась, и в самолет больше никто не мог зайти, кроме членов экипажа. В самом худшем случае РЛС оповещения и предупреждения давала V-силам лишь четыре минуты. Наиболее вероятный временной зазор, даже в случае внезапного нападения, составлял восемь или даже пятнадцать минут, а сообщения разведки могли увеличить до часов или даже дней.

По готовности Vulcan, как рассказывал один из операторов РЭО, экипажи ожидали сигнала на вылет, который возвещался сиреной или поступал из громкоговорителей системы вещания. Первый сигнал переводил экипажи в «готовность один-пять» (пятнадцатиминутную), экипажи находились в кабинах с закрытыми дверями, наземные экипажи — в режиме ожидания; экипажи находились на связи с оперативной комнатой бомбардировочного командования через оператора поста наведения бомбардировщиков, по спецвязи они слышали команды, отдаваемые другим подразделениям, после чего обычно следовала постановка задачи и наступала пятиминутная готовность, затем двухминутная и подъем в воздух. Двигатели запускались при готовности «ноль-два», позднее практиковался одновременный старт, подразумевавший запуск всех четырех двигателей сразу.

Когда приказ на взлет получен, единственное, что должен сделать летчик, — это нажать кнопку одновременного старта, все остальное происходило автоматически, двигатели запускались, и самолет начинал выруливать со стоянки оперативной готовности, становился под углом к ВПП и наращивал тягу. Кабины Vulcan и Victor оборудовались экранами для защиты от светового излучения ядерного взрыва; при взлете и начальном наборе высоты были открыты только панели переднего обзора. Во время остального полета вся кабина затемнялась, полет осуществлялся с помощью РЛС. Задача экипажа усложнялась, когда самолеты V-сил переходили на малые высоты, где постоянно использовалась РЛС следования рельефу местности, что требовало высокого уровня концентрации внимания обоих летчиков.

WildWeb

Top.Mail.Ru